Рапопорт Г.Н. Биологический и искусственный разум. Ч.3: Восприятие внешнего мира индивидуальными носителями интеллекта (М., 2015) - ОГЛАВЛЕНИЕ

CoverРапопорт Г.Н. Биологический и искусственный разум. Ч.3: Восприятие внешнего мира индивидуальными носителями интеллекта / Г.Н.Рапопорт, А.Г.Герц. - М.: URSS, 2015- 225 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     З 81-Р233/3  
Оглавление книги
Предисловие ..................................................... 8

ГЛАВА 1  Некоторые предварительные замечания. Введение в
проблему ....................................................... 12
Библиография ................................................... 23

ГЛАВА 2  Восприятие и осознание внешнего мира визуальными
системами ...................................................... 24
2.1  Некоторые общие соображения ............................... 24
2.2  Базовые принципы, лежащие в основе восприятия и
     осознания визуальной информации ........................... 25
2.3  Фреймовые структуры для представления визуальной картины
     и механизмы управления ими. Феноменальные и
     функционально-определяемые фреймы ......................... 27
2.4  Визуальная подсистема, реализующая передачу и
     преобразование информации и ее запись в зрительной коре ... 30
2.5  Визуальная подсистема, реализующая объемную
     пространственную картину визуальной сцены ................. 32
     2.5.1  Общее описание ..................................... 32
     2.5.2  Модель Грасбэрга и его коллег ...................... 35
     2.5.3  Восприятие информации визуальным кортексом ......... 42
     2.5.4  Особенности восприятия информации ассоциативным
            визуальным кортексом. Создание феноменально-
            сознающего фрейма .................................. 49
2.6  Кортикальные структуры и механизмы, реализующие работу
     центральной нервной системы по осознанию визуальных
     объектов. Модель Бара ..................................... 53
     2.6.1  Взаимодействие нижележащего визуального и
            префронтального кортексов. Низкочастотные и
            высокочастотные каналы связи ....................... 53
     2.6.2  Регионы префронтального кортекса, принимающие
            участие в процессах распознавания .................. 55
     2.6.3  Основные положения модели Бара ..................... 57
2.7  Модель осознания внешнего мира визуальными системами ...... 60
     2.7.1  Формирование функционально-сознающего фрейма
            в нижележащем височном кортексе .................... 60
     2.7.2  Процедуры, используемые при формировании рабочего
            фрейма ............................................. 63
Библиография ................................................... 67

ГЛАВА 3  Восприятие и осознание внешнего мира соматосенсорной
системой ....................................................... 69
3.1  Некоторые общие соображения ............................... 69
3.2  Базовые принципы, лежащие в основе восприятия и
     осознания соматосенсорной информации ...................... 70
3.3  Соматосенсорная подсистема, реализующая передачу и
     преобразование информации и ее запись в соматосенсорной
     коре ...................................................... 72
3.4  Соматосенсорные подсистемы, реализующие работу по
     восприятию соматосенсорной информации ..................... 74
     3.4.1  Общая организация соматосенсорной системы
            кортекса ........................................... 74
     3.4.2  Первичный соматосенсорный кортекс (SI-комплекс) .... 76
     3.4.3  Первичный моторный кортекс и его связь с
            первичным соматосенсорным кортексом ................ 81
     3.4.4  Вторичный соматосенсорный кортекс (SII-комплекс) ... 83
     3.4.5  Ассоциативный соматосенсорный кортекс .............. 84
3.5  Функциональное взаимодействие соматосенсорных подсистем,
     реализующих работу по восприятию соматосенсорной
     информации ................................................ 85
3.6  Процесс восприятия и осознания тактильных ощущений ........ 89
     3.6.1  Создание феноменально-сознающего фрейма ............ 89
     3.6.2  Создание функционально-сознающего фрейма ........... 93
Библиография .................................................. 100

ГЛАВА 4  Восприятие и осознание внешнего мира слуховой
системой ...................................................... 102
4.1  Некоторые общие соображения .............................. 102
4.2  Базовые принципы, лежащие в основе восприятия осознания
     слуховой информации ...................................... 103
4.3  Слуховые подсистема, реализующая передачу и
     преобразование информации и ее запись в слуховой коре .... 105
4.4  Общая организация слуховой системы кортекса и ее
     особенности .............................................. 106
4.5  Слуховые образы и их описание ............................ 110
4.6  Слуховая подсистема, реализующая работу по восприятию
     слуховой информации. Первичный слуховой кортекс .......... 114
     4.6.1  Построение в слуховом кортексе тонотопических
            карт .............................................. 114
     4.6.2  Краткие сведения о спектральных представлениях
            и анализаторах .................................... 118
     4.6.3  Работа слуховых рецепторов и первичного
            слухового кортекса как анализатора звуковых
            колебаний ......................................... 122
4.7  Общая модель работы слухового кортекса по осознанию
     звуковой информации ...................................... 127
4.8  Вторичный слуховой кортекс ............................... 128
     4.8.1  Создание дискретного пакета данных на основе
            октавных свойств и интенсивности звуковых
            колебаний ......................................... 128
     4.8.2  Преобразование речевых и музыкальных колебаний .... 736
     4.8.3  Создание феноменально-сознающего фрейма ........... 137
4.9  Ассоциативный слуховой кортекс. Создание функционально-
     сознающих фреймов ........................................ 139
4.10 Особенности осознание кортикальными структурами музыки ... 145
     4.10.1 Некоторые общие соображения. Чем осознание
            музыки отличается от осознания речи. Эмоции и
            аффекты ........................................... 145
     4.10.2 Основные понятия, характеризующие звуковые
            колебания, реализующие музыку, и их аналоги
            в терминах фреймовых структур ..................... 151
     4.10.3 Особенности описания музыкальных образов и их
            отличие от речевых образов ........................ 154
     4.10.4 Особенности создание функционально-сознающих
            фреймов ........................................... 155
     4.10.5 Особенности осознания музыки ...................... 159
Библиография .................................................. 163

ГЛАВА 5  Формирование картины внешнего мира в семантической
и эпизодической памятях ....................................... 166
5.1  Роль долговременной памяти в процессах, осуществляющих
     осознание, запоминание и воспоминание образов внешнего
     мира. Обучение и priming ................................. 166
5.2  Семантическая память и кортикальные механизмы,
     восстанавливающие семантическое содержание сенсорной
     информации ............................................... 173
5.3  Формирование образов внешнего мира в эпизодической
     памяти. Роль процессов, реализующих внимание, в
     восприятии и запоминании сенсорной информации ............ 176
5.4  Роль рабочей памяти в осознании картины внешнего мира .... 183
5.5  Некоторые особенности процессов, реализующих
     воспоминания картин внешнего мира ........................ 188
Библиография .................................................. 191

ГЛАВА 6  Восприятие и осознание кортикальными структурами
внешнего виртуального мира .................................... 195
6.1  Некоторые общие соображения. Что понимается под внешним
     виртуальным миром и его осознанием ....................... 195
6.2  Особенности восприятия и осознания внешнего
     виртуального Мира ........................................ 197
6.3  Осознание произведений живописи когнитивными системами ... 200
6.4  Осознание кинографичных и театральных образов
     когнитивными системами ................................... 203
6.5  Некоторые особенности осознания телевизионных образов и
     событий когнитивными системами ........................... 205
Библиография .................................................. 206

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Общая структура системы, реализующей машинный
разум, и представление знаний в ней ........................... 207
1  Общая структура системы .................................... 207
2  База знаний о состоянии мира ............................... 208
3  База правил поведения в мире ............................... 213
4  Программно-аппаратные механизмы ............................ 217

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Глоссарий для читателей-небиологов .............. 221

Данная книга является третьей частью работы "Биологический и искусственный разум" (части 1 и 2) и, в некотором смысле, продолжением книги "Искусственный и биологический интеллекты. Общность структуры, эволюция и процессы познания".
Предлагаемая книга, вместе с заключительной, четвертой частью работы посвящена проблемам, связанным с восприятием и осознанием внешнего мира отдельными агентами и их коллективами и насколько осознанный ими мир адекватен реальному миру.
В предлагаемой книге с единой позиции рассматриваются основные концепции и общие фундаментальные понятия, определяющие восприятие и осознание внешнего мира визуальной, соматосенсорной и слуховой системами приматов (в том числе человека), и их компьютерные модели. Описываются процессы создания в мозге визуальных, соматосенсорных и звуковых образов, их связи между собой и формирование картины внешнего мира в семантической и эпизодической памятях. Рассматриваются некоторые особенности осознания когнитивными структурами произведений живописи, кинематографических и театральных образов, а также проблемы, связанные с ролью телевидения в создании образов и событий в мозге человека.
Книга предназначена специалистам в области искусственного интеллекта, нейробиологии, вычислительной техники, программирования, когнитивной психологии, философии, а также студентам соответствующих специальностей. Особенно следует отметить, что студенты и аспиранты биологических и медицинских специальностей могут найти в ней много интересного из области создания компьютерных моделей процессов, реализующих восприятие и осознание внешнего мира, а студенты и аспиранты компьютерных специальностей - ознакомиться с идеями, выдвинутыми нейробиологами в этой области. Издание может быть полезно и для неспецалистов, проявляющих интерес к данной проблематике.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 


[ Home | Library | Akademgorodok | News | Exhibitions | Resources | InfoPilot | Biblio | Partners | Search | Russian Pages ]

Send Suggestions | E-mail to: www@prometeus.nsc.ru
Russification of your software | Access Statistics: archives | current
© 1998-2015 Branch of SPSL SB RAS, Novosibirsk, Russia
Rambler's Top100

The document updated: Wed Feb 27 14:41:52 2019 Size: 20,584 bytes.
Visit No. 368 since 19.05.2015